В последние дни августа Правительство РФ утвердило Стратегию развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности напериод до 2030года. Стратегия определяет приоритеты, цели, задачи и показатели развития отрасли, а также способы и инструменты их эффективной реализации. Документ, разработанный Минпромторгом России, объединяет 29 направлений по производству оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья и выпуска продовольственной продукции.

По оценкам Аналитического Центра при Правительстве РФ, объем внутреннего рынка оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в 2018 году составил 134 млрд. рублей. При этом доля российских компаний в период 2012 - 2015 годах ежегодно снижалась – до 24,7 % (-10,7 процентных пункта по отношению к уровню 2012 года).

В 2016 - 2018 годах российские производители укрепили свои позиции, их доля выросла до 42 процентов (согласно расчетам АЦ).

По данным производителей, в настоящее время в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности действуют более 270 предприятий в 51 субъекте Российской Федерации (более 80 процентов производителей относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства).

Объем производства отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в 2018 году составил 53,4 млрд. рублей (рост на 16 % в годовом выражении), что во многом обусловлено ростом выручки в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности, благодаря которому осуществлялась модернизация основных фондов. При этом степень износа машин и оборудования коммерческих организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) в Российской Федерации остается по-прежнему высокой: в 2018 году по подразделам "Производство пищевых продуктов" и "Производство напитков" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности составила 59 % и 72,6 % соответственно.

Доля расходов на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы в выручке компаний отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в 2018 году составила 0,2 %, что значительно ниже уровня аналогичных затрат иностранных производителей (около 2 %).

Неудивительно, что значительная часть спроса на оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности покрывается за счет иностранного оборудования, являющегося, как правило, более функциональным и эффективным по сравнению с оборудованием российского производства.

К сегментам внутреннего рынка с высокой долей иностранного оборудования относятся: оборудование для мясной промышленности, в том числе птицеперерабатывающей промышленности (94 %); оборудование для масложировой промышленности (90 %); оборудование для сахарной промышленности (81 %); фасовочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (79 %); оборудование для молочной промышленности (70 %).

Основными поставщиками оборудования в Российскую Федерацию выступают крупные европейские производители, в частности из Германии и Италии.

Кроме того, растет импорт оборудования из Китая, что во многом обусловлено ценовым преимуществом, а также открытием в Китае заводов европейских и американских производителей. В 2018 году импорт оборудования составил 65,9 млрд. рублей.

Тем не менее, основной целевой показательСтратегии – обеспечить к2030году трехкратный рост реализации продукции отрасли. За счет укрепления позиций отечественных производителей на внутреннем рынке (до 62 %), существенное увеличение доли затрат наНИОКР в выручке российских предприятий– в10раз (до2 % от общей выручки), роста экспортных поставок российской продукции машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на 10 % ежегодно. Инструментами достижения поставленных целей являются финансовая и нефинансовая поддержка предприятий отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.

В последнее время в стране постепенно создаются предпосылки для развития отечественных отраслей промышленности, ориентированных на работу с пищеперерабатывающими производствами. А меры господдержки повышают шансы и предоставляют новые возможности для вывода на рынок новой продукции в условиях усиливающейся конкурентной борьбы.

На федеральном уровне такая поддержка реализуется через АО«Российский экспортный центр» (РЭЦ), который должен компенсировать долю расходов отечественных предприятий, осуществляющих выпуск машин иоборудования для пищевой иперерабатывающей промышленности, втом числе затраты нааренду выставочных площадей изастройку стендов.

На протяжении ряда лет в рамках этой программы в выставке «Агропродмаш» принимают участие порядка 50-60 российских компаний ежегодно. Большие перспективы имеет и формат господдержки на региональном уровне: регионы самостоятельно субсидируют участие своих предприятий в крупнейшей выставке России.

Успешный опыт участия в «Агропродмаше» при поддержке российских региональных структур, способствующих развитию экономики региона (центров поддержки бизнеса, бизнес-инкубаторов, фондов поддержки предпринимательства, отделов кластерного развития), имеют 17 регионов: Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Кировская, Курская, Новосибирская, Омская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Тульская, Челябинская области, Алтайский и Ставропольский край. Это большой шанс для отечественных предприятий заявить о своей продукции и тем самым внести вклад в достижение целей Стратегии.

III Форум Пищевое машиностроение-2019 на выставке АГРОПРОДМАШ Денис Мантуров о выставке АГРОПРОДМАШ
УЧАСТНИКИ БРЯНСКАЯ ОБЛ. АГРОПРОДМАШ УЧАСТНИКИ КАЛУЖСКАЯ ОБЛ. АГРОПРОДМАШ

Отзывы участников и гостей выставки «Агропродмаш»

Больше о развитии машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности можно узнать на выставке «Агропродмаш».